КУКРИ

1 2 3 4 5 6 7

3. ОРУЖИЕ НЕПАЛЬЦЕВ XVIII - XIX ВВ.

Об истории дальнейших союзных отношений Непала и Великобритании мы поговорим позже, а сейчас рассмотрим подробнее вооружение гуркхов того времени.

 

Чем были вооружены непальцы в то время, что, кроме силы духа и выучки, они смогли противопоставить британским войскам, численно превосходящим их, прекрасно по тем временам вооруженным, хорошо обученным и имеющим большой военный опыт? Непальцы использовали огнестрельное оружие, но, как мы помним, его у них было немного. Непальские воины оказались прекрасными лучниками, и это стоило британцам многих жизней, ведь повсеместное внедрение огнестрельного оружия сделало использование щитов и стальных доспехов в европейских армиях того времени нецелесообразным, и у англичан их, естественно, не было. Кроме того, опытный лучник успевал сделать несколько выстрелов, пока британский солдат заряжал свой мушкет. Главной же частью военного искусства непальцев были рукопашные схватки, их холодное оружие и умение его применять было смертоносным.

Сверху - вниз. 1,2 - рам дао (ram dao), тяжелые двуручные мечи. 3,4 - кора (kora, khora). 5,6 - кукри (kukri, khukuri).

Для непальского холодного оружия характерен так называемый обратный изгиб клинка. "Обратным" он является по отношению к более привычному нам изгибу сабли и шашки, у которых клинок изогнут вверх. В отличие от них, у непальских и некоторых индийских мечей (например, у sousson pata и некоторых khanda)  клинок выгнут вниз - имеет серповидную, или близкую к ней форму, с заточкой по внутреннему краю. Дальняя от рукояти часть клинка  расширяется так, что центр масс смещен к острию. Такая форма позволяет многократно уменьшить усилия при нанесении рубящих ударов.

Мечи рам дао имеют "родственников" в Индии, это мечи катти (katti), впрочем, рам дао в Восточном Непале тоже нередко называют "катти".

Где и когда впервые появились ножи с серповидным клинком определить, наверное, невозможно . В любом случае, их родословную не трудно проследить до Бронзового века (начало этого периода - 1-я половина 4 тыс. до н.э.), во многих захоронениях Европы и Азии находят эти характерные "кривые" ножи.

Можно, наверное, предположить, что "изогнутые ножи" являются естественной, эргономичной формой инструмента, и эта модель сохранялась, или вновь изобреталась многими народами на протяжении всей истории человечества. Если говорить о Древней Истории, то серповидный, или изогнутый в месте соединения клинка и рукояти, нож и меч встречались повсеместно на территории Европы и Азии. Мессопотамия, Египет, Греция, Иберия, Дакия, Галлия - воины этих древних государств использовали и ножи, и большие мечи с серповидными клинками.

В древних государствах Индии эти клинки тоже использовались, ниже одно из изображений воинов в храме Чандрагупта, царя древнеиндийского государства Магадха, основателя династии Маурьев (317—180 до н. э.).

 

Есть много теорий происхождения непальских клинков, одна из них ставит в родоначальники хопеш (khopesh), клинок, появившийся, предположительно в Месопотамии в конце третьего тысячелетия до н. э., и развившийся в Ассирии и Египте вот в такую форму:

Такой клинок мог, разумеется, стать родоначальником многих типов длинноклинкового оружия. Древнегреческий копис принято считать производным от хопеша, но при желании в хопеше можно увидеть и черты будущих сабель и ятаганов.

Кописы древних греков, предположительно, появились в их арсенале в VI - V веках до н.э., широкого распространения не получили, зато очень понравились древним иберийцам (совр. Испания), и использовались ими довольно долго. Историки того времени называли это оружие "испанским мечом" (gladius hispaniensis), в наше время принято название "фалката" или "falcata iberica" (falcata (лат) - изогнутый, как серп, серповидный). В отличие от кописов, клинки многих фалкат имели заточку передней (ближней к острию) трети обуха.

Другая теория происхождения непальского холодного оружия подходит к проблеме проще, она предполагает родоначальником серповидных клинков бытовые, сельскохозяйственные инструменты - серпы и ножи. Серп применялся для уборки зерновых культур везде, где их выращивали, т. е. по всему миру, это один из самых древних сельскохозяйственных инструментов. Как это нередко бывало у небогатых крестьян, сельскохозяйственный инструмент мог иметь двойное назначение - бытовое и боевое, под него могла быть разработана техника боевого применения, он мог совершенствоваться именно в военном направлении и, в конце концов, превратиться в грозное оружие*.

География распространения серповидных ножей очень широка, многие народы по сей день используют их в хозяйственных целях. Если же возвратиться к тому историческому периоду, который мы сейчас рассматриваем (вторая половина второго тысячелетия нашей эры), то достаточно взглянуть на рисунки того времени, чтобы понять, насколько такие клинки были популярны. Азия, Ближний восток, Африка - серповидные ножи, тесаки и мечи использовались повсеместно, правда их конструкция не достигла такого совершенства, как у непальских кукри. Даже на Руси такие клинки существовали и использовались, вот, например, несколько отрывков из книги "Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйскихъ войскъ" Висковатов А. В., 1841–1862 гг.

"Вещи, входившія въ составъ Русскаго вооруженія, еще и доныне сохраняются въ разныхъ местахъ Россіи, въ казенныхъ и частныхъ кабинетахъ, монастыряхъ, музеумахъ и арсеналахъ. Наибольшее ихъ количество находится въ Московской Оружейной Палате, древнейшемъ, единственномъ учрежденіи, существующемъ со времени Іоанна Грознаго.

...........

Ножи  - разделялись на Поясные, Подсайдашные и Засапожные. Поясные были короткіе, съ двумя лезвіями, и зацеплялись за поясъ крюкомъ, приделаннымъ къ устью ноженъ, съ нижней стороны. Подсайдашные были длиннее и шире поясныхъ, съ однимъ только лезвіемъ, къ концу несколько выгнутымъ; они привешивались къ поясу съ левой стороны, около того места, где виселъ налучъ отъ лука или саадака, и оттого получили свое названіе Засапожные ножи, или просто засапожники — втыкались за голенище праваго сапога и имели кривой клинокъ, который у ножей назывался не полосою, а шлякомъ. Поясные ножи темляка не имели; у подсайдашныхъ онъ продевался въ набалдашникъ черена, а у засапожныхъ прикреплялся къ ножнамъ (Рис. № 64). Кинжалъ - былъ длинный, трехъ-гранный, закривленный клинокъ или шлякъ, котораго задняя (вогнутая) сторона называлась тыльемъ, а боковыя—голоменями. Рукоять кинжала состояла изъ черена и небольшаго набалдашника, съ кольцемъ или скобкою, для темляка. Вкладывался кинжалъ въ ножны по самый темлякъ; а привешивался къ поясу, съ левой стороны, поцепками, состоявшими изъ шнура или ремня, концами прикрепленнаго къ верхнимъ обоймицамъ ноженъ (Рис. № 64).

..........

Саадакъ или Сагодакъ—оружіе конныхъ, было названіе лука, съ его принадлежностями."

И иллюстрация, рисунок 64 сборника:

А вот иллюстрация из книги "Оружiе" П. фон Винклера, первое издание в 1894 г. Глава 16, Русское оружие.

Холодное оружие с обратным изгибом клинка и серповидной заточкой по вогнутой грани, как мы видим, не является и никогда не являлось чем-то экзотичным и исключительным. Просто, как это часто бывает, некоторые факты истории становятся малозначимыми для современников историков, и тогда эти факты или события попросту забываются, или становятся интересными только узкому кругу специалистов в данной области знаний.

Непальские воины использовали, конечно, и другое, хорошо знакомое нам по книгам и фильмам, оружие - луки (dhanu), сабли и тальвары, обоюдоострые мечи - все то оружие, что имели в своем арсенале мигрировавшие в Непал кшатрии-раджпуты. Но основным оружием рядовых непальских воинов того времени оставались кора и кукри. Тяжелые мечи носили на широкой перевязи через плечо, у левого бедра, кукри носили заткнутыми за пояс.

Помимо боевого применения, оружие гуркхов служило и служит по сей день еще и ритуальным целям. Государственная религия Непала - Индуизм, а точнее, одно из основных направлений индуизма - Шиваизм.  Индуизм - одна из древнейших мировых религий, которая уходит своими корнями в ведическую цивилизацию ариев. Один из самых значительных индуистских праздников, Дурга Пуджа, празднуется осенью, после сбора урожая. Посвящен этот праздник богине-воительнице Дурге, победительнице демонов. Легенда о её рождении и первом подвиге тесно связана с праздником. Когда-то, на заре времени, демон Махишасура затеял войну с богами. Демон был настолько силен, что покорил все три мира и изгнал богов с небес на Землю. Разгневанные и униженные боги отправились к Шиве и попросили о помощи. Шива знал секрет непобедимого Махишасура, демон был уязвим и победить его могла только прекрасная богиня. В ярости Шива изверг ослепительный луч света, и такие же лучи вырвались из тел других богов и полубогов. Слившись воедино, лучи образовали сверкающую сферу, из которой родилась прекрасная сияющая Дурга, и от её крика задрожали миры. Услышав этот крик,  Махишасура отправил к Дурге несметные полчища демонов, которые она рассеяла и уничтожила. Тогда Махишасура сам ринулся в битву и, после долгой и яростной сечи, был повержен. Богиня вначале отсекла голову буйволу, в которого на время сражения превратился демон, а потом убила и  самого развоплотившегося   Махишасура.

Дурга, Божественная Мать, одно из воплощений Парвати, супруги Шивы, в индуистском пантеоне богов олицетворяет собой борьбу с Хаосом, она защитница богов и мировой гармонии. Сражаясь со злом, Дурга не просто уничтожает его, а стремится подтолкнуть его в светлую сторону, вернуть из хаоса в гармонию мира. Кроме того, богиня олицетворяет собой объединенную силу богов, ведь каждый из них участвовал в её рождении, и главные боги сделали для неё оружие и доспехи, копии их собственных.

В память о великой битве Дурги с Махишасуром, на празднике Дурга Пуджа в честь богини забивают буйволов. Забивают буйвола, отсекая ему голову, причем отсечь голову одним ударом - хорошее предзнаменование. Для этой цели используют рам дао, кора и большие кукри. Принесение этой жертвы богине не просто символическое действо, это ещё и своеобразная духовная практика. Удар церемониального меча помогает человеку избавиться от демонов, затаившихся в нем самом. После удара, как в том легендарном бою Дурги и Махишасура, наружу выходят лень, злость, глупость, невежество,  жадность, зависть, болезни, и человек, осознавший и увидевший свои грехи и пороки, может победить их.

Ритуальные орудия в то время украшались гравировкой, затейливыми орнаментами, религиозной символикой, в отличие от малоукрашенного оружия, предназначенного для боя. Сам обычай забоя скота в праздник Дурга Пуджа, помимо своей духовной и религиозной составляющей, имел, видимо, и более прозаические корни - тренировка воинов, испытание оружия и заготовка мяса после окончания сбора урожая.

**********

* В европейском средневековом трактате о воинском искусстве  Paul Hector Mair, "De arte athletica", есть раздел, демонстрирующий основные приемы работы с серпом.

Перейти к просмотру

 

1 2 3 4 5 6 7

 

   
         

 

                 
         
                 
 

©2010 khukuri.ru All Rights Reserved